Информационная линия: 8 800 100 00 42
УАЗ Ассистанс:
8 800 555 04 77
RU EN

Оригинал статьи: https://www.abw.by
Автор: Павел Козловский
Фото: Павел Козловский

Как победить монополиста? Сделать лучше, дешевле, удобнее. Есть ощущение, что перед разработчиками нового «коммерсанта» УАЗ Профи стояла именно такая задача: обскакать «Газель» по всем названным параметрам. Но реально ли это? Мы провели блиц-тест УАЗ Профи, чтобы разобраться, в чем он лучше, а в чем хуже «Газели». А заодно выяснить, что же это на самом деле: «Патриот» с кузовом или совсем другая модель?

Вообще-то, в гамме УАЗа уже есть грузопассажирская модель на одной базе с внедорожником «Патриот», точнее, даже две. Одна называется «Пикап», вторая — «Карго». Первая выпускается исключительно с двухрядной кабиной и предлагается в весьма роскошных комплектациях, сопоставимых с «патриотовскими», а вторая — только с однорядной кабиной и представляет собой аскетичный коммерческий грузовичок. Эти модели — «Пикап» и «Карго», — казалось бы, полностью закрывают весь диапазон запросов покупателей подобной техники. Хочешь — попроще и подешевле, а хочешь — подороже, но с комфортом. Зачем тогда нужен «Профи»?

Проблема в том, что бестселлер рынка коммерческих авто, «Газель», которая сейчас предлагается в виде двух моделей — модернизированной «Бизнес» и совершенно новой «Некст», — превосходит и «Пикап», и «Карго» по всем параметрам, которые нужны профессиональным коммерческим перевозчикам. Не важно, кто это — частный предприниматель, небольшая фирма или огромная логистическая компания, — их интересуют три параметра: цена, грузоподъемность и вместительность грузового отсека. А поскольку даже у «Карго» максимальная грузоподъемность составляла 800 кг, а грузовой отсек был заметно меньше «газелевского», то ни о какой конкуренции и речи быть не могло. Ульяновские «коммерсанты» могли сказать свое слово лишь там, где важную роль играет полный привод. Потому что у «Газели» с ним беда: гул, шум и вибрации в сочетании с огромным расходом топлива и низкой надежностью не идут ни в какое сравнение с простой, но более удобной в эксплуатации уазовской трансмиссией 4×4.

Так что техзадание на разработку «Профи» было примерно таким: сохранить преимущества и эффективность полноприводных версий, увеличить грузоподъемность и вместительность и при максимальной унификации с «Патриот» создать по возможности широкий модельный ряд коммерческой техники, способной на равных конкурировать с «Газелями».

Об унификации с «Патриотом» и оригинальных деталях «Профи» расскажем ниже, пока же о самом главном — грузоподъемности и вместительности. Для того, чтобы по объему грузового отсека «Профи» приблизился к «Газели», колесную базу, в сравнении с «Карго», увеличили с 3000 до 3500 мм — в усиленную раму из замкнутого профиля имплантирована «вставка». Это позволило установить кузов длиной 3089 мм, который предлагается в двух версиях по ширине: стандартная составляет 1870 мм, а если нужно больше, то предлагается кузов шириной 2060 мм. Это увеличило его максимальный полезный объем до 10,5 куб. м, что больше, чем у «Газели Бизнес», но на полкуба меньше, чем у «Некст». Кстати, внешне отличить «расширенную» версию можно по выступающему по сторонам кузову и зеркалам (они установлены на «ножках»).

Как выяснилось, грузовые отсеки всех трех сравниваемых моделей имеют отличия не только по размерам, но и по форме тента.

У «Бизнеса» верх тента двускатный (лед и вода не так скапливаются), но боковины имеют выпуклую форму (невозможно плотно уложить коробки), а у «Некста», наоборот, и боковины, и крыша плоские. Ульяновцы учли ошибки — крыша грузового отсека у «Профи» двускатная, а боковины — плоские.

Взяты на карандаш и многие другие эксплуатационные недостатки конкурентов. Так, на «Профи» применяются «военные» фиксаторы борта, более надежные и неприхотливые. Второй плюс — откинутый борт упирается в резиновый демпфер и не уходит под машину, когда водитель пытается попасть в кузов, в отличие от «Газели». Продумана и система фиксации груза: в кузове 6 такелажных петель, удобно заглубленных в поверхность пола, чтобы не мешать при погрузке.

Максимальная грузоподъемность «Профи» составляет 1510 кг — столько способна взять на борт заднеприводная модификация с короткой однорядной кабиной. У полноприводной поменьше — 1435 кг. Если же речь пойдет еще и о двухрядной кабине, цифры будут еще немного меньше. В любом случае цель сделать конкурента «Газели» достигнута: заднеприводный «Некст» берет 1570 кг, а «Бизнес» — 1660, так что характеристики очень близки.

Теперь — об унификации и отличиях от «Патриота». На самом деле их очень много и, если внимательно все изучить, выясняется, что, кроме кабины да коробки передач, у них вообще ничего общего нет! Точнее, нет на данный момент, поскольку все модернизированные узлы и агрегаты пока предлагаются только на «Профи» и недоступны на «Патриоте».

Начнем с двигателя. На «Профи» устанавливается модернизированный ZMZ PRO, он же ЗМЗ-409051.10. Увеличенная с 9,1 до 9,8 степень сжатия и настроенный впускной коллектор позволили сделать его не только мощнее (150 л.с. против 135 ранее), но и эластичнее: крутящий момент вырос с 217 до 235 Нм, при этом пиковое значение достигается на 2650 об/мин вместо 3900 ранее.

Впрочем, для опытных «пользователей» моторов ЗМЗ важнее другая информация: в приводе ГРМ применена новая двухрядная цепь, даже если нерадивый владелец доведет до ее обрыва, новая форма поршней исключает контакт с клапанами. Кстати, клапаны тоже другие, из более жаростойких материалов, потому что ZMZ PRO изначально проектировался под установку газобалонного оборудования, которое будет предлагаться заводом чуть позднее.

Коробка передач на обеих версиях (4×2 и 4×4) одинаковая, корейская Dymos, такая же, как на «Патриоте». А вот «раздатка», если вы выберете полный привод, будет другая, уазовская, по-старинке управляемая рычагом, а не сервоприводами.

Что интересно: карданный вал у полно- и заднеприводных версий одинаковый. Как так? Элементарно: в заднеприводной версии на место «раздатки» устанавливается «адаптер», что позволяет унифицировать карданные валы.

Рулевое управление на «Профи» отличается от «патриотовского». Как видите, «центральная» рулевая тяга перестала быть таковой. Теперь правая тяга идет к правому поворотному кулаку, а левая — «врезается» в нее.

В передней подвеске столько нового, что, если бы она по-прежнему не осталась зависимой, можно было бы назвать ее абсолютно новой. Потому что завод наконец-то решился изменить традиционной конструкции и теперь мы видим здесь шаровые опоры, а в полноприводных версиях — ШРУСы. За счет этого уменьшен радиус разворота, в сравнении с «Карго» — с 7,1 до 5,9 метра.

Задняя подвеска тоже претерпела немало изменений. По многочисленным просьбам усилен корпус редуктора — появились три дополнительных ребра жесткости. Вдобавок усилены и чулки: внешний диаметр вырос с 76 до 83 мм, а толщина стенки — с 9 до 11 мм. Дифференциал, как и прежде, свободный, но под заказ возможна установка принудительной блокировки от Eaton Locker.

В качестве упругого элемента по-прежнему применяется рессора, но она совершенно другая: установлена не над, а под мостом, и имеет более прогрессивные характеристики. Что позволяет порожнему «Профи» оставаться более-менее мягким и не сильно проседать под нагрузкой.

Ну что, не пора ли вернуться в кабину? В базовой версии «Профи» роскошью не блещет, но по «коммерческим» меркам оснащен неплохо, потому что здесь есть и ABS+EBD, и водительская подушка безопасности, и даже зеркала с обогревом. Из удобств — крючки для одежды, органайзер под пассажирским сиденьем и потолочная консоль под формат А4.

Что интересно, заднеприводный «Профи» имеет 3 посадочных места, а полноприводный — 2. Почему? Потому что двухместное пассажирское сиденье не умещается из-за рычага «раздатки». Но на самом деле, попробовав усесться в кабину втроем, мы пришли к выводу, что это скорее маркетинговый ход — пассажиры сидят чуть ли не друг на друге, при этом средний пассажир мешает водителю включать задний ход и четные передачи. В общем, трехместность — миф.

В остальном УАЗ Профи — это действительно достойный конкурент «Газелям». На ходу он представляет примерно такой же уровень комфорта водителю (посадка, обзорность, маневренность) и действительно неплохо разгоняется с модернизированным двигателем. Насчет плавности хода не уверены, потому что нужно сравнивать автомобили в идентичных условиях, но «Профи» не показался излишне жестким, да и в целом — даже не «грузовым». Нормальный разгон, нормальная эргономика, неплохая маневренность — в общем, характеристики улучшили, а ходовые качества остались на прежнем уровне. Поэтому теперь главный вопрос, который будет волновать потребителей, выбирающих между «Газелью» и УАЗом, — это надежность. В этом плане гарантийные условия завода выглядят очень многообещающими: 4 года и 150.000 километров. При этом отдельная гарантия на двигатель составляет те же 4 года, но уже 200.000 километров, а гарантия от сквозной коррозии — 6 лет или 150 000 км.

Цены и комплектации

На белорусском рынке новый УАЗ Профи пока предлагается только с одинарной трехместной кабиной и в двух комплектациях — «Стандарт» и «Комфорт». На данный момент новинка доступна только с задним приводом, но в прайс-листе есть и полноприводные модификации, они должны поступить в продажу в ближайшее время.

Базовый заднеприводный «Профи» в комплектации «Стандарт» стоит от 28.680 белорусских рублей, в его оснащение входят: ABS+EBD, подушка безопасности для водителя, сдвоенное пассажирское сиденье, органайзер под пассажирским креслом и потолочная консоль для формата А4, электрозеркала с подогревом, иммобилайзер, крючки для одежды. Такой же автомобиль, но с жестко подключаемым приводом 4×4 будет стоить от 29 880 белорусских рублей.

Комплектация «Комфорт» пока предлагается только для заднеприводного «Профи» и оценивается в 30 300 белорусских рублей. За что доплата? За противотуманные фары, аудиосистему, зимний пакет (подогрев сидений и лобового стекла, усиленный аккумулятор), кондиционер и охлаждаемый перчаточный ящик, регулируемое по высоте водительское кресло с регулировкой поясничного упора. В качестве опции доступна принудительная блокировка заднего дифференциала Eaton Locker.